ТРИ КоКоКо. Коррозия - техническая и общественная В начале нефтеопераций на Каспийском море и при масштабном продолжении в 21 веке возникли сложные проблемы по их осуществлению на месторождения Кашаган. И главное, они породили опасные экологические последствия для здоровья природы и людей, которые не так просты для общественного осознания. Все проблемы не собираюсь перечислять, скажу только о некоторых и важных (на наш взгляд) взаимоувязанных темах, которыми занимаюсь сам и мой друг Смирнов В. И., кандидат технических наук из г. Волгограда. В казахстанском секторе прибрежья Каспия есть затопленные и заброшенные (по 20 и более лет) нефтяные скважины (надсолевые), загрязняющие окружающую среду. Из мирового опыта известно, что за десятилетия добычи из любого месторождения извлекается лишь 1/3 объема нефти, причем с нарушением «спокойствия и равновесия» недр. А так как вторичные методы добычи нефти малоэффективны, то остаточную залежь углеводорода вводят в консервацию и тогда в недрах со временем и естественно восстанавливается пластовое давление, и законсервированные скважины вновь «протекают». Причина в том, что металлические трубы, цементные кольца и мосты, прочие элементы изоляции залежи являются искусственными материалами, т. е. они не вечные и под воздействием коррозии разрушаются по всей длине скважины. Ныне, при ликвидации старых скважин на Северном Прикаспии (они неглубокие и не содержат ядовитых веществ) обновляются обсадные трубы и цементные сооружения в устье скважины, т. е. герметизируется ее верхняя часть, но это временная полумера и залежи нефти опять начинают «фонтанировать». Причина этих проявлений в том, что еще более разрушаются трубы и цемент в нижней части скважин, и через образовавшиеся «каналы» нефть из остатков залежи (2/3 от первоначального объема) поступает в проницаемые вышележащие пласты. Далее, по сопутствующим этим пластам водоносным горизонтам нефть рассеивается с выходом на поверхность суши и моря, вдали от … устья скважины. А именно море является зоной полной разгрузки пластовых водоносных горизонтов, выносящих загрязнения (удельный вес нефти легче удельного веса воды). Такое предисловие к теме разговора я веду к тому, что подобное происходят и в законсервированных и действующих скважинах месторождений Астраханское, Карачаганак, Жанажол, Тенгиз, и аналогичная картина будет проявляться на морском Кашагане! Все «подсолевые» месторождения в Северо-Каспийском регионе уникальны не только по запасам углеводородов, но они еще являются для людей и природы объектами сверх опасности, коим мало найдется сравнение в мире. Они характеризуются близкими показателями - большая глубина скважин, гигантские запасы углеводородов, аналогичный состав нефти, конденсата, газа, воды, аномально высокие давления и температура в пластах, наличие высокотоксичных газов. Методы строительства и эксплуатации их скважин принципиальных различий тоже не имеют, у всех одинаковая подверженность коррозии, которая более активна введу высокого содержания сероводорода. Эти факторы позволяют сопоставит сведения по месторождениям и сделать прогнозы по их воздействию на окружающую среду. На Астраханском месторождении буровые работы начаты в 1976 г., а добыча нефти началась в 1986 г., причем работы научно сопровождались российскими и иностранными институтами, применялись новые зарубежные технологии и оборудование. Однако, несмотря на их опыт и практику, месторождение проявило себя как экологически опасный объект, сопровождающийся множеством аварий, выбросов и других чрезвычайных ситуаций, заражением природной среды, болезнями, гибелью и массовым переселением людей со всей округи. И одной из причин данных напастей стало частичное разрушение скважин (трещины, прорехи, каналы) под воздействием агрессивной среды, иначе говоря, металл стальных «сероводородостойких» труб переходит в ионное состояние, т. е. он буквально растворяется несмотря на применение антикоррозийных ингибиторов, регулирование режима работы скважин и прочих методов защиты. Вследствие всего, после 6-и лет эксплуатации (1986-1992 годы) нарушилась герметичность труб и цементного камня в 30 скважинах, повысилось давление в межтрубном пространстве, а это отрицательный показатель, указывающий на нарушение их технического состояния. И по образовавшимся «каналам» начались перетоки нефти и ядовитых газов, затем в верхних надсолевых пластах зафиксированы высокие концентрации сероводорода и прочих токсинов. Данные скважины стали технически не пригодными и ликвидированы, не выработав плановый ресурс. Итак, период безотказной работы скважин на Астраханском месторождении определен в 6 лет, и он применим на других подсолевых месторождениях. К слову, по этим причинам и воздействию их отрицательных последствий на город Астрахань (в 60 км.), мощности комплекса заводов по очистке углеводородов сейчас используются только на 1/4. С 1980 г. по 2002 г. на месторождении Тенгиз было пробурено 102 скважины, затем бурились новые, но ныне их половина находятся в консервации или ликвидирована, причины которых те же, что и на Астраханском месторождении. В бездействующих и в ныне эксплуатируемых скважинах (им по 10-20 лет) тоже идет переток флюидов из подсолевой толщи в надсолевые пласты (разница давлений до 500 атмосфер). Сущность этой опасности в том, что сотни тонн нефти и десятки тысяч кубических метров газа (содержащих сероводород) по сообщающимся водоносным горизонтам в верхних пластах бесконтрольно и далеко выносятся на поверхность суши и моря. И с каждым годом такие явления только возрастают, а на Кашагане будет … то же самое. Опыт нефтяных работ на Астраханском, Тенгизском и других подсолевых месторождениях показал - как и насколько отравлена окружающая среда и население, т. к. во всем мире пока не существуют совершенные и безопасные технологии и оборудование для эксплуатации подобных объектов. И кто же осмелится гарантировать не повторение техногенных и экологических катастроф на Каспийском море (Кашаган) и очистке нефти от ядов на суше (Карабатан)?! Если кто-то осмелиться это доказать, значит тот умышленно искажает информацию, насаждает экологическое невежество и беспредел (коррозия общественного сознания), а это по казахстанским и международным законам - преступление!!! Кашаган По мегапроекту морского месторождения Кашаган будет пробурено 240 скважин для добычи из подсолевых отложений 1,5 млрд. тн. нефти и после окончания работ в его недрах останутся еще 3,0 млрд. тн нефти. Ничего подобного не было в прежней (СССР) и нашей новой (РК) нефтяной истории. Кстати, казахстанская компания включена в консорциум лишь в 2005 г. И здесь ожидаются небывалые затраты на всех этапах нефтеопераций и журналист Чай Чейзан из «The Wall Street Jovrnal» говорил в виде каламбура переиначив слово Кашаган в Cash all gone, что означает «растрата денег». Но нас волнует другое, это высокая степень чрезвычайной опасности экологической катастрофы на море, к тому же, по научным данным известно, что на Кашагане содержание токсичных сернистых и прочих химических соединений в 2 раза больше, чем на Тенгизе. Данная угроза существует при разведке, добыче, и даже при окончании нефтеопераций на Кашагане, т. к. объемы оставшейся нефти в залежах всегда больше добытых объемов. К тому же, особо опасная среда подсолевых месторождений имеет аномально высокое пластовое давление и температуру, а содержащиеся в углеводородном сырье высокоядовитые сернистые соединения, количеством до 20% (в мире его 3% уже считаются опасными), и прочие бяки в 2-3 раза ускоряют процессы коррозии. В мировой практике просто нет эффективных способов по полному предотвращению коррозии в конструкции скважин. А первым скважинам на Кашагане уже по 6-8 лет и как показал опыт Астраханского месторождения, скважины, работающие свыше 6 лет в агрессивной сероводородной среде, уже не обладают технической надежностью. Да и вообще, при разработке месторождений нефти и изоляции их залежей безопасных методов тоже нет, и отсюда всегда зарождается опасность для всего живого на Каспийском море. Уместно напомнить о сотнях выбросах и авариях на объектах Тенгиза в период 1980-2008 годы (то же - на других подсолевых месторождениях), произошедших по техническим и человеческим ошибкам, и приведших к переселению жителей поселков Каратон, Кенарал, Сарыкамыс. Самая страшная авария произошла в 1985 г. на Тенгизе и тогда люди из тех поселков и объектов месторождения спаслись бегством, и лишь через 398 дней силами ЧС со всего СССР и зарубежья удалось ликвидировать ту ужасную «репетицию апокалипсиса». Из только одной аварийной скважины №37 было выброшено и сгорело 3,0 млн. тн нефти, десятки миллиардов куб. м. различных газов, возле скважины температура земли достигла 440 градусов (по Цельсию), а воздуха -1100 градусов. Радиус отрицательного воздействия катастрофы достиг 400 км., на следующий год болело 50% населения Атырауской области и погибло около 1,0 миллиона птиц на побережье моря, а в сознании людей крепко засела «тенгизофобия». После кошмарной аварии на Тенгизе прошло 23 года, но до сих пор нет каких-либо радикальных решений по предотвращению такого вида катастроф. Первая скважина на Кашагане начата бурением 11 августа 1999 г. (эта дата предсказывалась, как начало апокалипсиса, Нострадамусом 500 лет назад) и зимой 2000 года она вскрыла подсолевую толщу с гигантскими запасами нефти и газа, и нарушила покой недр «дремавших» сотни миллионов лет. Сразу же начались проблемы (скрываемые нефтяниками), так весной на скважине были выбросы, взрывы, пожары, ведущие к авариям, которых чудом удалось избежать. Но заражение атмосферы и морской среды все же произошло и тогда (весна-лето 2000 г.) там погибло … 30 тысяч тюленей. К слову, симптомы и болезни от сероводородного заражения одинаковы у людей и тюленей, и в большинстве случаев они умирают во время сна. В случае катастрофы на Кашагане, как на Тенгизе в 1985-1986 годах, количества разлитой нефти (в виде пленки) хватит на всё Каспийское море, а выброшенные парниковые газы окажут на атмосферу Земли больше влияния, чем выбросы парниковых газов со всех стран мира. Кроме грядущей «атомной бомбы» (смотри наш плакат), даже при «нормальном» режиме работ на месторождении, «штатных» выбросах и превышениях предельно допустимых концентраций двуокиси серы и азота в воздухе - зона заражения будет равна 160 км. х 160 км. на Тенгизе, и 230 км. х 230 км. на Кашагане, при добыче там 60 миллионов тонн нефти в год. Так что, по проектные санитарно-защитные зоны в несколько километров - это сказки для простаков Итак, обобщив опыт нефтяных работ на подсолевых месторождениях, наш прогноз предполагает, что наступит критический период и нефтеоперации на Кашагане все равно прекратятся, и их причины следующие: Экономические потери - кроме предполагаемых 136 млрд. дол. на освоение месторождения за 40 лет, будут иные и громадные затраты, т. к. через каждые 6 лет (как на Астраханском месторождении) придется менять скважины, а их 240, и это приведет к убыточности всего проекта. К ним добавятся проблемы связанные с мировыми ценами на нефть, применение по всему миру альтернативных видов энергии, и т. п; Экологические проблемы - невозможность обеспечения безопасности морских нефтеопераций однозначно приведет к загрязнениям окружающей среды до запредельных значений, увеличение объемов добычи спровоцирует неизбежные и масштабные аварии, переходящие в катастрофы, а также ожидаются природные и техногенные землетрясения (выработка нефти, понижение давления в залежах и т. п.); Общественные и политические вопросы - они связаны с протестными акциями населения, отстаивающих Право на благоприятную среду жизненного обитания, а в случае глобальной экологической катастрофы на море, соседние прикаспийские страны предпримут всё, чтобы в 21 веке Казахстан понес моральное и материальное наказание, счет которых пойдет на триллионы долларов. Выводы прогноза предназначены не для всеобщего устрашения, а для привлечения внимания к спорным проблемам освоения Кашагана и так как приемлемого решения нет, то надо остановить все нефтеоперации. Данную ситуацию необходимо осознать властям и обществу, и не наслаждаться мыслями о предстоящих прибылях, тем более нефтяные компании не готовы к разработке месторождения, о чем свидетельствуют переносы сроков освоения Кашагана, по годам 2005-2008-2010-2013. К тому же, в законах РК и контрактах с нефтяными компаниями требуются исключить любые угрозы существованию моря и его биоресурсам, ценность которых выше, чем нефтедоходы. Однако это условие практически не выполнимо и поэтому логично месторождение Кашаган сейчас ввести в консервацию, до разработки совершенных и безопасных методов работ. Кстати, в конце 21 века нефть будет использоваться не как топливо, а как важнейшее сырье химической промышленности и ее цена будет в десятки раз дороже нынешних, и именно поэтому есть смысл сохранить Кашаган для будущих поколений, как «золотой запас». А в случае продолжения работ - власти и общество для природы и жителей региона обязаны добиться страхового полиса, сумма которой должна быть равной ожидаемым нефтедоходам, т. е. не менее 500 млрд. дол. Карабатан В марте 2003 г. мы сами провели общественное слушание и распространили его итоги в виде «Обращения к акционерам Аджип ККО», в котором выразили несогласие с размещением комплекса заводов по очистке нефти и газа вблизи г. Атырау (на Карабатане). Такой выбор – это самый дешевый, наиху-у-у-дший и особо опасный вариант, роковая политико-экономическая ошибка, которая будет иметь тяжелейшие последствия не только для казахстанцев, но и для самой компании. Заметьте, Обращение адресовалось к акционерам, т. е. к вечным владельцам (хозяинам) нефтяной компании, а не к временным чиновникам-исполнителям. Через месяц мы получили ответ от Правительства РК, а вот письмо от Аджипа пришло через … 5,5 лет, и этот факт является грубейшим нарушением казахстанских законов и Орхусской Конвенции, и суть ответа в следующем. Якобы этой проблемой все были озабочены в 2002-2003 годах, ныне же власти и население согласны (?!) с месторасположением заводов на Карабатане (он же Искене, он же Болашак), и сейчас «всем миром» осталось решить вопрос … расширения заводов?! Это желание консорциума, выдаваемое за действительность, создает предпосылки новой зоны экологического неблагополучия на пороге г. Атырау. К слову, Карабатан теперь у нас ассоциируется с понятием Кара-бата (черное пожелание). Мы 3 раза обращались к консорциуму с предложением совместно провести опрос населения, и разумеется получили отказ. Опрос - это осуществление право граждан на выражение своего мнения, даже если оно не совпадает с мнением «благодетелей», и мы 3 раза провели анкетирование местных жителей, и их результаты таковы. При опросе 500 жителей в 1999 г., из них 95 % высказались против нефтяных работ на Каспийском море. В 2002 г. из 1233 респондентов, 96 % сказали «нет» заводу Аджипа на Карабатане и потребовали его переноса в отдаленный район. На анкету в мае 2007 г. ответили 1058 человек и из них 88,4% вновь сказали «нет» заводам на Карабатане, 75,6% потребовали страховой полис за счет Аджипа, 93,3% проявили гражданскую смелость, т. е. указали свои адреса и лично подписали анкету. Из перечня видно, что все эти вопросы были актуальны не только в прошлом, они сегодня еще более острые и злободневные. Всем известно, как и насколько заражена вся округа при очистке ядов из 12 млн. тн. нефти в год на заводе Тенгиза, и поэтому офис и начальство Тенгизшевройла быстро переехали оттуда в г. Атырау, а находящиеся в 30-40 км. поселки и жители были полностью выселены. А что ждет жителей Атырау и других «аулов», когда на заводе Карабатана (в 30 км. от Атырау) будут ежегодно очищать в 2 раза больше нефти, т. е. 20-22 млн. тн. нефти?! Кстати, еще в 2002 г. на мой вопрос один из директоров Аджипа сказал, что дальнейшее расширение завода не будет, тем более по казахстанскому реестру он относится к особо опасным объектам. Сегодня Аджип намеревается увеличить возможности заводов до 60-70 млн. тн. в год, но это еще не все. Далее, добычу углеводородов на Каспии планируется увеличить до 130-140 млн. тн. и соответственно настолько же увеличатся мощности нефтеочистительного комплекса на Карабатане. При соглашательстве таким амбициям и авантюрам создается зона экологического бедствия, точнее «зона смерти», ибо отрицательное воздействие сверхгигантского комплекса заводов для нас ужаснее, чем атомная бомба (см. плакат). И тогда мы уничтожим заводы или станем экологическими беженцами из исторической родины, а это уже проблема национальной безопасности страны. Итак, заложена основа общественно-политического конфликта, чему подтверждением является порожденная «атырауфобия» и этот психоэмоциональный стресс перерастет в гнев! Развитие экономики региона, рабочие места, инвестиции, налоги и все прочее, никак и вовсе не зависят от месторасположения заводов, тем более вблизи г. Атырау. Еще в 2002 г. мы предлагали Аджипу по принципу «из 2 зол - меньшее» расположить заводы в бывшем поселке Каратон (в 200 км. от Атырау), где действует промышленная зона (и неблагополучная экологическая среда) казахстанских компаний и Тенгизшевройла. Там есть все виды коммуникаций и Аджипу со стороны моря (Кашаган, Актота, Кайран) оставалось только подключится к ним, тем более компания сейчас сама планирует транспортировать нефть на мировой рынок по южным маршрутам Актау-Баку и далее, и даже через Иран. Как известно, страхование является одиним из способов ответственности за определенные события и их последствия, предусматривающее немедленное финансирование ущерба (компенсация). По заверениям представителей консорциума, страховое покрытие «третьим сторонам» якобы соответствует международной практике, однако это туманное обещание ничего конкретного не значит для нас и мы потребовали объяснения. Их ответ - вот если природа или люди пострадают, то нам же надо будет доказать, что все это произошло по вине Аджипа и только затем будут рассматриваться вопросы … возможного страхования и компенсаций?! Наши возражения - руководство компании еще не умерли, заводы и скважины не сгорели, но ведь они уже и заботливо застрахованы. Мы не кличем беды на их головы, но при первой же катастрофе объекты и люди компании, местные жители, окружающая среда - все погибнут, притом вместе. Так что, без всякой неведомой нам международной практики - просто и сейчас обеспечьте страховой полис и Аджипу и людям Прикаспия! Цель общественного слушания - не потакание чьим-то интересам, а анализ воздействия на природную среду, оценка технических и экологических рисков, предотвращение конфликтов с обществом, альтернативные предложения, или полный отказ от реализации проекта. И такова неотвратимая логика разворачивающихся событий вокруг Кашагана и Карабатана, требующих либо учет общественного мнения, либо прекращение исполнения мегапроекта. А игнорирование общественного мнения, тотальное вовлечение в рыночную стихию природной среды и местного населения, притом без его согласия и воли, без страхования их жизни - это начало международного преступления.
При полном или частичном использовании материалов обязательна гиперссылка на источник информации — Bizz.ru
По вопросам размещения рекламы на портале обращаться - info@bizz.ru