Вероучение шейха Мухаммадда ибн Абд аль-Ваххаба
Ни одна личность сравнительно давней мусульманской истории не привлекает к себе такое внимание в России, как Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. Но интерес к его персоне носит не академический, а, скорее, политический характер и связан с религиозно-политическим феноменом, который именуется политиками, журналистами, да и европейцами в целом "ваххабизм". Пропагандируемый современными европейскими и российскими СМИ, а если точнее, то наиболее экспансивными журналистами, "ваххабизм" рассматривается едва ли не как главная угроза стабильности в мусульманских регионах, России и Европе. С этим явлением связывается и принимающая форму терроризма ведущая к столкновению цивилизаций так называемая "исламская угроза" всему человечеству.
Такое понимание "ужасающего ваххабизма" возникало еще в высшем руководстве Османской империи. Совершенно очевидно, что появление в XVIII в. на территории современной Саудовской Аравии вероучителя с идеями централизации было противно Порте из-за боязни потерять свое место под солнцем; потеряв Аравию, правитель Османской империи в первую очередь лишался важнейших экономических и стратегических объектов - Мекки и Медины. Постепенно суждения о "ваххабизме" приобретают новые масштабы, имеющие своей задачей опорочить это явление в глазах общественности.
Вопрос о вероучении Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба является дискуссионным, в частности, в связи с неоднозначными оценками "ваххабизма", данными общественностью, СМИ, современными исследователями. Ведь одни склонны видеть в "ваххабизме", как отечественный востоковед А. М. Васильев, идеологическое оружие раннефеодальной централизации в Аравии. Другие, как муфтий Дагестана Абубакаров, определили это учение как псевдорелигиозное политическое течение с экстремистским уклоном". Муфтий Мекки Зайни Дахляни отмечал, что, "подрывая веру людей и лишая их надежды на мир, покой и безопасность, это течение стало антиисламским. Более того, это движение лишало мусульман уверенности в том, что они сами на истинном пути и их учитель истинный".
Для выяснения сущности призыва Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба необходимо обратиться к его вероучению и историческим условиям его появления.
Что касается исторических условий появления вероучения шейха, то оно было вызвано рядом объективных причин, среди которых можно выделить внутренние и внешние. Среди внутренних можно назвать: межплеменные распри, междоусобные войны, распространения культа святых, а самое главное - отход от норм традиционного ортодоксального ислама времен пророка Мухаммада. К внешним относятся; захват турками в XVI в. прибрежных областей Аравии (Хиджаза, Асира и Йемена), создание англичанами, голландцами и португальцами своих баз на восточном побережье полуострова, захват персами в XVIII в. аль-Хасы, Омана и Бахрейна.
Но почему Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб выдвигает свое вероучение, которое, по сути, ничем не отличается от ортодоксального ислама? Причина, как нам представляется, кроется в идеологической борьбе, противостоянии между "турецким исламом" и исламом, к которому призывал Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб в борьбе за право называться "колыбелью ислама", и возвратить арабам контроль над святынями мусульман - Меккой и Мединой.
Совершенно очевидно, что для искоренения "джахилийи", консолидации аравийских племен, освобождения от турецкого владычества одной лишь идеологии недостаточно, так как жители Аравийского полуострова находились на разных уровнях социально-экономического развития и большинство их были неграмотными и необразованными. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб понимал это прекрасно. В этой связи он пошел на сближение с власть предержащими: в 1740-х гг. заключил унию с представителями светских князей из династии Аль Саудов. Этот факт свидетельствует, что шейх был дальновидным политиком, чему в немалой степени способствовали его знания в области богословия и постоянное пребывание в путешествии по мусульманским княжествам, сопровождавшееся обучением у знатных ученых, постоянным общением с людьми.
Так, выявив исторические условия и отчасти раскрыв личность Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, необходимо перейти непосредственно к его вероучению.
Главным источником по изучению этого вопроса является труд шейха "Книга единобожия" ("Китабу ат-таухид"). Это некое собрание выдержек (цитат) из Корана и сунны пророка Мухаммада с комментариями самого шейха и его предшественников: средневековых ханбалитских теологов Ибн Таймийи и Ибн Кайима. В этом сочинении центральное место занимает принцип таухида - единобожия, который выражается в формуле "Нет божества, кроме Аллаха" ("Ля иляха илля Ллах"). Призыв следовать таухиду- единобожию, бороться против нововведений, элементов многобожия не является чем-то новым в истории ислама. Одной из наиболее ярких фигур, призывавших к чистому исламу, был сирийский ученый и теолог Ибн Таймийа (1263-1328). В своих проповедях и сочинениях он выступал против "недозволенных новшеств", подвергая критике попытки привнесения в ислам элементов философии, ориентированной на эллинистические традиции (фалсафа), рационализма калама (опора на разум), культа "святых" и практики паломничества к могиле пророка Мухаммада.
Говоря о единобожии, опираясь на Коран, сунну и учение Ибн Таймийи, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб выделяет три его составляющие (5):
1. Единственность Аллаха в обладании прекрасными именами и качествами (Таухид аль-Асма ва-с-Сифат). Данное положение подразумевает абсолютное совершенство Бога во всех качествах;
2. Единственность Аллаха в господстве (Таухид ар-Ру-бубиййа), то есть Аллах является создателем всего;
3. Единственность Аллаха в божественной природе, иначе говоря, в поклонении, то есть поклоняться нужно только Аллаху (Таухид аль-Улухиййа, или Таухид аль- 'Ибада).
Эти три составляющие единобожия, ислама Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб определил как "абсолютный таухид". Для мусульман Таухид ар-Ру-бубиййа (№2) является бесспорным фактом. Однако же в отношении Таухида №1 и №3 среди мусульман нет единства.
Поскольку Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб был религиозным деятелем и политиком, а политика - это всегда конкретика, то наибольшее внимание он уделял третьей составляющей таухида. В подтверждение важности поклонения он в начале своего труда приводит аяты из Корана, где Аллах сказал: "Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне", а также: "И поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему ничего...".
Далее, развивая идею таухида аль-улухиййа, то есть поклонения, он приходит к пониманию необходимости борьбы с недозволенными новшествами и суевериями (бид'а (арабск.) - любое нововведение).
Смысловая же нагрузка этого термина имеет две стороны: нововведение в шариате и обычное нововведение. "Как шариатский термин "бид'а" есть то новое, что вносится в религию вопреки велениям Аллаха и пророка и их частным и общим указаниям": строительство и облицовка гробниц на могилах, над которыми водружались целые строения, использовавшиеся в качестве мечетей; принесение обетов святым и мертвым; гадания, суеверия, колдовство, поклонение идолам. Именно от этого предостерегал Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб своих современников, приводя им в пример изречение Пророка:".. .Поистине... нововведение есть заблуждение!".
Обосновывая свое понимание тayxидa и руководствуясь Кораном, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб отмечает, что к важнейшим принципам ислама, единобожия относится опора на Коран и Сунну пророка Мухаммада. В Коране по этому поводу сказано: "О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это лучше и прекраснее по исходу". Данным положением Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб дает понять, что в решении любых вопросов необходимо апеллировать к Корану и Сунне.
К основным принципам вероучения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба относится и "открытие врат иджтихада" (Иджтихад - буквально "старание" или "усердие"; вынесение суждений относительно тех или иных постановлений и действий в исламе на основе Корана и сунны).
Шейх отмечает: "Мы не заслуживаем степени иджтихада, и ни один из нас на это не претендует, однако же в некоторых вопросах, если подходит нам очевидный текст из Корана или Сунны, не упраздненный, не специальный, у которого нет противоречащего ему более сильного текста, на котором основывался бы один из имамов, то принимаем его и выходим за рамки того или иного мазхаба". В целом принцип "открытых врат иджтихада" в вероучении ваххабитов может свидетельствовать об образованности шейха и его высоких аналитических способностях. Он прекрасно осознавал и понимал необходимость приспособления ислама к веяниям "нового времени", меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. Это давало возможность выносить суждения по тем или иным вопросам, которым не было прецедентов, опираясь на Коран и Сунну.
А. В. Васильев отмечает, что учение "ваххабитов" значительно проще, они не углублялись в сложные религиозно-философские вопросы, как это делал Ибн Таймийа. Исходя из политических, социально-экономических условий, когда основная масса жителей Аравии (бедуины, мелкие крестьяне) были неграмотным и, жили в постоянном напряжения от междоусобных войн и межплеменных распрей, ставка шейха на "примитивизм" вероучения была весьма рациональным и обдуманным шагом.
В целом видение ислама Ибн Абд аль-Ваххабом не является чем-то новым, напротив, это возврат к чистому, ортодоксальному исламу времен пророка Мухаммада.
Опубликовано в сборнике материалов I-Международной молодежной научно-практической конференции "Современные проблемы и перспективы развития исламоведения, востоковедения и тюркологии", - Нижний Новгород, 2007
г.
AN оставляет за собой право на собственное мнение. |