Подписаться на рассылку На главную | Поставить закладку | Сделать стартовой |  RSS
On-line с модератором


ВХОД:
 Запомнить |  Регистрация | Вспомнить

 
Если Вы стали очевидцем чего-то интересного, любопытного или курьезного присылайте Вашу новость на news@bizz.ru
Спроси Акима

НАШИ ПОСЕТИТЕЛИ

free counters

Номад
НЕФТЬ И ГАЗ МАНГЫШЛАКА
ВОЗВЫСИВШИЙ КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО
АБАЙ, СЛОВА НАЗИДАНИЯ: СЛОВО СЕДЬМОЕ
Также в этой рубрике...
ONLINE ТВ

Лента новостей
АКТОБЕ В ОЖИДАНИИ ДОШАЕВА

Спрогнозировать кадровые перестановки на казахстанском политическим Олимпе довольно сложно, поскольку вся вла...

ПРОШУ УДАЛИТСЯ ИЗ СТРАНЫ

Лейбористская партия Грузии требует, чтобы президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отозвал из Грузии компани...

ВОКРУГ НЕФТИ

КазМунайГаз" и BG Group заключили соглашение о совместной разведке углеводородов. АО "НК "КазМ...

ИГОРНЫЙ «АК-ЖАИК»

Как сообщила atyraunews.com руководитель пресс-группы ДВД Гульназира Мухтарова , вчера ночью оперативниками У...

ИНЕТ ДО ЗОНЫ ДОВЕДЕТ

Сотрудники интернет-СМИ попадают в тюрьму чаще других журналистов Среди журналистов, заключенных за свою проф...

СТАВКА – 10 «ШТУК»

ДБЭКП по Атырауской области возбуждено уголовное дело по ст.311 ч.2 УК РК (Получение взятки) в отношении долж...

В ПРЕДДВЕРИИ КУРБАН-АЙТА

АСТАНА. 6 декабря. КАЗИНФОРМ – В канун Священного праздника Курбан айт с поздравлениями ко всем казахст...

ВСПОМНИТЬ «АТЫРАУ»

«Атырау» без украинского квартета Бывший игрок питерского «Зенита» и киевского «...

ВСЕ НОВОСТИ 
СТРАШИЛКИ О ВАХХАБИТАХ

На главную

Опубликовано:
26.08.08 16:56

СТРАШИЛКИ О ВАХХАБИТАХ

                                           Вероучение шейха Мухаммадда ибн Абд аль-Ваххаба

Ни одна личность сравнительно давней мусульманской истории не привлекает к себе такое внимание в России, как Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. Но интерес к его персоне носит не академический, а, скорее, политический характер и связан с религиозно-политическим феноменом, который именуется политиками, журналистами, да и европейцами в целом "ваххабизм". Пропагандируемый современными европейскими и российскими СМИ, а если точнее, то наиболее экспансивными журналистами, "ваххабизм" рассматривается едва ли не как главная угроза стабильности в мусульманских регионах, России и Европе. С этим явлением связывается и принимающая форму терроризма ведущая к столкновению цивилизаций так называемая "исламская угроза" всему человечеству.

Такое понимание "ужасающего ваххабизма" возникало еще в высшем руководстве Османской империи. Совершенно очевидно, что появление в XVIII в. на территории современной Саудовской Аравии вероучителя с идеями централизации было противно Порте из-за боязни потерять свое место под солнцем; потеряв Аравию, правитель Османской империи в первую очередь лишался важнейших экономических и стратегических объектов - Мекки и Медины. Постепенно суждения о "ваххабизме" приобретают новые масштабы, имеющие своей задачей опорочить это явление в глазах общественности.

Вопрос о вероучении Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба является дискуссионным, в частности, в связи с неоднозначными оценками "ваххабизма", данными общественностью, СМИ, современными исследователями. Ведь одни склонны видеть в "ваххабизме", как отечественный востоковед А. М. Васильев, идеологическое оружие раннефеодальной централизации в Аравии. Другие, как муфтий Дагестана Абубакаров, определили это учение как псевдорелигиозное политическое течение с экстремистским уклоном". Муфтий Мекки Зайни Дахляни отмечал, что, "подрывая веру людей и лишая их надежды на мир, покой и безопасность, это течение стало антиисламским. Более того, это движение лишало мусульман уверенности в том, что они сами на истинном пути и их учитель истинный".

Для выяснения сущности призыва Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба необходимо обратиться к его вероучению и историческим условиям его появления.

Что касается исторических условий появления вероучения шейха, то оно было вызвано рядом объективных причин, среди которых можно выделить внутренние и внешние. Среди внутренних можно назвать: межплеменные распри, междоусобные войны, распространения культа святых, а самое главное - отход от норм традиционного ортодоксального ислама времен пророка Мухаммада. К внешним относятся; захват турками в XVI в. прибрежных областей Аравии (Хиджаза, Асира и Йемена), создание англичанами, голландцами и португальцами своих баз на восточном побережье полуострова, захват персами в XVIII в. аль-Хасы, Омана и Бахрейна.

Но почему Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб выдвигает свое вероучение, которое, по сути, ничем не отличается от ортодоксального ислама? Причина, как нам представляется, кроется в идеологической борьбе, противостоянии между "турецким исламом" и исламом, к которому призывал Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб в борьбе за право называться "колыбелью ислама", и возвратить арабам контроль над святынями мусульман - Меккой и Мединой.


Совершенно очевидно, что для искоренения "джахилийи", консолидации аравийских племен, освобождения от турецкого владычества одной лишь идеологии недостаточно, так как жители Аравийского полуострова находились на разных уровнях социально-экономического развития и большинство их были неграмотными и необразованными. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб понимал это прекрасно. В этой связи он пошел на сближение с власть предержащими: в 1740-х гг. заключил унию с представителями светских князей из династии Аль Саудов. Этот факт свидетельствует, что шейх был дальновидным политиком, чему в немалой степени способствовали его знания в области богословия и постоянное пребывание в путешествии по мусульманским княжествам, сопровождавшееся обучением у знатных ученых, постоянным общением с людьми.

Так, выявив исторические условия и отчасти раскрыв личность Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, необходимо перейти непосредственно к его вероучению.

Главным источником по изучению этого вопроса является труд шейха "Книга единобожия" ("Китабу ат-таухид"). Это некое собрание выдержек (цитат) из Корана и сунны пророка Мухаммада с комментариями самого шейха и его предшественников: средневековых ханбалитских теологов Ибн Таймийи и Ибн Кайима. В этом сочинении центральное место занимает принцип таухида - единобожия, который выражается в формуле "Нет божества, кроме Аллаха" ("Ля иляха илля Ллах"
). Призыв следовать таухиду- единобожию, бороться против нововведений, элементов многобожия не является чем-то новым в истории ислама. Одной из наиболее ярких фигур, призывавших к чистому исламу, был сирийский ученый и теолог Ибн Таймийа (1263-1328). В своих проповедях и сочинениях он выступал против "недозволенных новшеств", подвергая критике попытки привнесения в ислам элементов философии, ориентированной на эллинистические традиции (фалсафа), рационализма калама (опора на разум), культа "святых" и практики паломничества к могиле пророка Мухаммада.

Говоря о единобожии, опираясь на Коран, сунну и учение Ибн Таймийи, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб выделяет три его составляющие (5):
1. Единственность Аллаха в обладании прекрасными именами и качествами (Таухид аль-Асма ва-с-Сифат). Данное положение подразумевает абсолютное совершенство Бога во всех качествах;
2. Единственность Аллаха в господстве (Таухид ар-Ру-бубиййа), то есть Аллах является создателем всего;
3. Единственность Аллаха в божественной природе, иначе говоря, в поклонении, то есть поклоняться нужно только Аллаху (Таухид аль-Улухиййа, или Таухид аль- 'Ибада).

Эти три составляющие единобожия, ислама Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб определил как "абсолютный таухид". Для мусульман Таухид ар-Ру-бубиййа (№2) является бесспорным фактом. Однако же в отношении Таухида №1 и №3 среди мусульман нет единства.

Поскольку Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб был религиозным деятелем и политиком, а политика - это всегда конкретика, то наибольшее внимание он уделял третьей составляющей таухида. В подтверждение важности поклонения он в начале своего труда приводит аяты из Корана, где Аллах сказал: "Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне", а также: "И поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему ничего...".
Далее, развивая идею таухида аль-улухиййа, то есть поклонения, он приходит к пониманию необходимости борьбы с недозволенными новшествами и суевериями
(бид'а (арабск.) - любое нововведение).
Смысловая же нагрузка этого термина имеет две стороны: нововведение в шариате и обычное нововведение. "Как шариатский термин "бид'а" есть то новое, что вносится в религию вопреки велениям Аллаха и пророка и их частным и общим указаниям": строительство и облицовка гробниц на могилах, над которыми водружались целые строения, использовавшиеся в качестве мечетей; принесение обетов святым и мертвым; гадания, суеверия, колдовство, поклонение идолам. Именно от этого предостерегал Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб своих современников, приводя им в пример изречение Пророка:".. .Поистине... нововведение есть заблуждение!".

Обосновывая свое понимание тayxидa и руководствуясь Кораном, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб отмечает, что к важнейшим принципам ислама, единобожия относится опора на Коран и Сунну пророка Мухаммада. В Коране по этому поводу сказано: "О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это лучше и прекраснее по исходу". Данным положением Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб дает понять, что в решении любых вопросов необходимо апеллировать к Корану и Сунне.

К основным принципам вероучения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба относится и "открытие врат иджтихада" (Иджтихад - буквально "старание" или "усердие"; вынесение суждений относительно тех или иных постановлений и действий в исламе на основе Корана и сунны).
Шейх отмечает: "Мы не заслуживаем степени иджтихада, и ни один из нас на это не претендует, однако же в некоторых вопросах, если подходит нам очевидный текст из Корана или Сунны, не упраздненный, не специальный, у которого нет противоречащего ему более сильного текста, на котором основывался бы один из имамов, то принимаем его и выходим за рамки того или иного мазхаба". В целом принцип "открытых врат иджтихада" в вероучении ваххабитов может свидетельствовать об образованности шейха и его высоких аналитических способностях. Он прекрасно осознавал и понимал необходимость приспособления ислама к веяниям "нового времени", меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. Это давало возможность выносить суждения по тем или иным вопросам, которым не было прецедентов, опираясь на Коран и Сунну.

А. В. Васильев отмечает, что учение "ваххабитов" значительно проще, они не углублялись в сложные религиозно-философские вопросы, как это делал Ибн Таймийа. Исходя из политических, социально-экономических условий, когда основная масса жителей Аравии (бедуины, мелкие крестьяне) были неграмотным и, жили в постоянном напряжения от междоусобных войн и межплеменных распрей, ставка шейха на "примитивизм" вероучения была весьма рациональным и обдуманным шагом.
В целом видение ислама Ибн Абд аль-Ваххабом не является чем-то новым, напротив, это возврат к чистому, ортодоксальному исламу времен пророка Мухаммада.

Автор - Р.В.Ислямов.
Источник: http://portal-credo.ru
Публикуется с сокращениями
Опубликовано в сборнике материалов I-Международной молодежной научно-практической конференции "Современные проблемы и перспективы развития исламоведения, востоковедения и тюркологии", - Нижний Новгород, 2007
г.

AN оставляет за собой право на собственное мнение.

Просмотров: 2417 | Комментарий: 0 | Отправить другу | Версия для печати

Предыдущая новость  | На главную | Следующая новость


Заходя на конференцию www.bizz.ru (в дальнейшем «мы», «наш», www.bizz.ru), вы подтверждаете своё согласие со следующими условиями.
Если вы не согласны с ними, пожалуйста, не заходите и не пользуйтесь комментариями www.bizz.ru. Мы оставляем за собой право изменять эти правила в любое время и сделаем всё возможное, чтобы уведомить вас об этом, однако с вашей стороны было бы разумным регулярно просматривать этот текст на предмет изменений, так как использование конференции www.bizz.ru после обновления/исправления условий означает ваше согласие с ними.

Вы соглашаетесь не размещать оскорбительных, угрожающих, клеветнических сообщений, порнографических сообщений, призывов к национальной розни и прочих сообщений, которые могут нарушить законы вашей страны, страны, которая предоставляет услуги хостинга для конференций www.bizz.ru или международное право. Администрация www.bizz.ru при попытке размещения таких сообщений оставляет за собой право не размещать их или удалять без переписки с авторами анонимных сообщений. Также попытка размещения таких сообщений могут привести к вашему немедленному отключению от конференции, при этом ваш провайдер будет поставлен об этом в известность, если мы сочтём это нужным.

IP-адреса всех сообщений сохраняются для возможности проведения такой политики. Вы соглашаетесь с тем, что администраторы конференций www.bizz.ru имеют право удалить, отредактировать, перенести или закрыть любую тему в любое время по своему усмотрению. Как пользователь вы согласны с тем, что введенная вами информация будет храниться в базе данных. Хотя эта информация не будет открыта третьим лицам без вашего разрешения администрация www.bizz.ru не может быть ответственна за действия хакеров, которые могут привести к несанкционированному доступу к ней.
 



условия полностью


Ваша подпись:


Ваш комментарий будет опубликован после модерации.

 Кинотеатры        Информация от партнеров        Видео
 

При полном или частичном использовании материалов обязательна гиперссылка на источник информации — Bizz.ru
По вопросам размещения рекламы на портале обращаться - info@bizz.ru

© 2008 AtyrauNEWS.com
Создание интернет-портала CВЕ.РУ | Cms Sspro

Полезные ссылки