|
НЕЛЕГКИЙ ВЫБОР
|
|
НЕЛЕГКИЙ ВЫБОР |
Политические метастазы Казахстана
Оглядываясь на современный Казахстана, нетрудно заметить, вся политическая жизнь в Казахстане вертится только вокруг личности самого Президента. А все остальные органы государственного управления выступают на его фоне только как нужные или не очень статисты.
Так что, с каждым годом усиливая президентскую вертикаль власти, Нурсултан Назарбаев вынужден контролировать все сферы жизнедеятельности общества – начиная от вопросов международной политики и заканчивая в каком виде и из чего должен украшать то или иное место какой-нибудь памятник или скульптора. Это звучит как глупая шутка, но порой создается впечатление, что все процессы и события в Казахстане специально тормозятся и затягиваются, чтобы президент успел побывать на всех без исключения мероприятиях (шутка конечно, но все же…)
Обращая свои взоры на те или иные проблемы, Президент из-за огромного количества нерассмотренных им лично вопросов, вынужден терять контроль над уже рассмотренным вопросом. В результате чего большинство поручений и указаний Президента попросту не выполняются или просто игнорируются на низовом уровне. Поскольку многие чиновники уже успели заметить, что из-за своей занятости Президент очень редко возвращается к уже рассмотренному или казалось бы решенному вопросу. Поэтому многие проблемные вопросы имеют очень интересный «эффект памяти» , когда после президентской грозы, вновь наступает состояние релаксации и возвращения в прежнее состояние.
В свое время, Первый Президент был искренне возмущен непомерными зарплатами и бонусами государственных топ-менеджеров. Так вот – во многих корпорациях-монополиях и государственных финансовых институтах и операторов проектов вновь постепенно возвращается к прежнему уровню зарплат и бонусов. И так везде.
Таким образом, даже в такой «мелочи» как незаконные постройки в предгорьях Заилийского Алатау и в других местах видно насколько ограничена власть и влияние Президента. Как известно, в число незаконных построек вошли богатые владения и угодья таких персон, как Тимур и Динара Кулибаевы, дворцы Александра Машкевича, Патоха Шадиева, Дариги Назарбаевой и других известных казахстанских нуворишей. Именно поэтому те же Карим Масимов и Имангали Тасмагамбетов все поручения Президента попросту спустили на тормозах в вопросе о сносе незаконных построек, в душе надеясь что Президент уже не возвратиться к этому тяжелому для многих бастыков вопросу. Им гораздо опаснее ссориться с перечисленными владельцами, нежели просто прямо проигнорировать указания Президента. Более того, вопрос о незаконных постройках, которые принадлежат чуть ли не всей политической элите Казахстана стал настолько больным и скользким вопросом, что даже аким Алматы Имангали Тасмагамбетов, после провала с постройкой подземного компекса «Алмалы» и беспомощности в борьбе с незаконными постройками в предгорьях Алатау, предпочел как можно быстрее уйти с этого поста куда подальше в северном направлении. Лишь бы не входить в противоречие со всесильными и влиятельными домочадцами перечисленных владельцев.
Таким образом, несмотря на то, что присутствие Президента во всех сферах жизнедеятельности казахстанского общества постоянно усиливается, возникает парадокс ,связанный с уменьшением его реального влияния на государственные дела. В результате, при действующем Первом Президенте в обществе перманентно нарастает хаос гражданской неопределенности и отсутствия четких ориентиров развития и поведения всех резидентов Казахстана. И чем больше в воздухе витает неопределенность в будущем политическом устройство Казахстана, тем более смело и нагло начинают действовать политические элиты Казахстана в борьбе за власть и ресурсы Казахстана.
В нарастающейся сумятице и разброде умов, политический истеблишмент все меньше и меньше начинает заботиться о проблемах и делах государства и все больше втягивается в затяжную и своеобразную гонку вооружений (контроль на обществом и ресурсами). В преддверии наступающей эры более ожесточенной и открытой борьбы политических кланов за верховную власть, которая в недалеком будущем станет вакантной.
В самом деле, к сожалению, все последние годы, когда проблемы общества остаются вне поле зрения правящей элиты, с точки зрения социально-экономического развития на сегодняшний момент Казахстану похвастаться становится уже попросту нечем. Если вспомнить все программы и стратегии, которые Казахстана принял за годы Независимости, то окажется, что простая их ревизия и аудит показывает, то ни одна из принятых программ и стратегий так и не была реализована. По крайней мере, в том виде в котором она была принята.
А ведь время идет и ничто не вечно под Луной! И сам Нурсултан Назарбаев прекрасно понимает, что не сегодня-завтра он должен будет уйти. Но он прекрасно понимает, что ему как Первому президенту Казахстана нужно сделать это красиво и даже, в некотором смысле, элегантно.
Но здесь возникает непреодолимое противоречие!
С таким грузом проблем, с таким наследством Нурсултан Назарбаев прекрасно понимаете, что теперь ему уходить как раз таки никак не следует. Он не может уйти до тех пор пока не решит хоть часть тех проблем и обязательств , которые он принял за все годы президентства. И чем большим клубком проблем обрастает Казахстан, тем больше Президент будет чувствовать свою отвественность за них и все больше будет чувствовать желание остаться, чтобы решить хотя бы часть их них. Фактически, к сожалению, Президент упустил некогда прекрасную возможность уйти красиво и вовремя. И, самое главное, в будущем получить реальную возможность снова возвратиться.
Поскольку все становится понятно, что, в сложившихся условиях, только Нурсултан Назарбаев сможет обеспечить стабильность и мир на казахстанской земле.
В результате Нурсултан Назарбаев теперь вынужден тянуть и дотянуть ношу президентства до конца. Испив всю чашу побед и возможно – поражений.
Так или иначе, казахстанское общество и политические элиты начинают уже привыкать к идее о вечном президентстве Нурсултана Назарбаева. Если раньше при возникновении вопроса о вечном правлении Н.Назарбаева часть общества приходила в исступление и начинала брыкаться, то сейчас ситуация поменялась кардинально. Подавляющее большинство гражданского населения и политического истеблишмента, на всякий случай готовясь к смене власти, все же не имеет принципиальных возражений, чтобы Нурсултан Назарбаев (здоровья и счастья ему!) оставался у руля власти неограниченно долго (по биологическим меркам).
Поэтому в среде политиков и кланов постепенно происходит смена парадигм, когда бороться за верховную власть становится уже достаточно бессмысленным занятием, но борьба за оставшиеся ресурсы и доступ к контролю над бюджетом обретает в умах политического истеблишмента «второе дыхание».
Но, как уже я говорил, в Государстве Казахстана возникает и усиливается сильнейший диссонанс между желаниями Н.Назарбаева и его властными полномочиями как президента. Поэтому объективно Н.Назарбаев будет вынужден немного облегчить себе бремя власти и передать часть своих полномочий другому институту или резиденту Казахстана. Вряд ли часть президентских полномочий будет передана Парламенту или другому государственному органу – у них своих забот и хлопот хватает.
Скорее всего, после падения влияния Семьи, часть президентских полномочий (в кулуарном порядке) будет передана наиболее сильному и влиятельному казахстанскому клану. При это вовсе не обязательно, что этот уполномоченный клан будет каким-то новым образованием. Вполне возможно .что кланы, некогда бывшие у власти, также будут рекрутированы Президентом для нового витка и развития институтов «серого кардинальства» и «теневых регентов». Таким образом, у каждого сохранившегося политического клана Казахстана есть надежда и возможность оказаться или вновь оказаться в фаворитах у Президента. И получить возможность контроля над ресурсами и потенциалом Казахстана.
Скажем, некогда имевшее место противостояние движения «Азамат» во главе с М.Ауэзовым, П.Своиком и Г.Абильсиитова и всего властного аппарата Президента Казахстана Н.Назарбаева носило ярко выраженный политико-идеологический характер. Тогда как в современном противостоянии групп Рахата Алиева и Тимура Кулибаева (включая И.Тасмагамбетова и Б.Мухамеджанова) политика отошла на второй план и здесь явно присутствовало отражение борьбы кланов за власть и влияние на Президента. Другое дело, что в этом конфликте Президент принял сторону группы .Т.Кулибаева.
Таким образом, нетрудно заметить, что в последние годы политическая борьба в Казахстане постепенно трансформировалась в борьбу политических кланов. То есть движущей силой общественного устройства и общественного прогресса Казахстана теперь выступает не борьба идеологий или политических платформ и течений. А ее заменяет борьба за ресурсы между сформировавшимися в период бесконтрольной коррупции казахских кланов. Идейные и идеологические противоречия теперь сменились борьбой отдельных групп за сферы влияния и контроль над Президентом и оставшимися ресурсами Казахстана.
А это автоматически означает, что, таким образом, приходится констатировать: период стабильности в Казахстане заканчивается и страна находится на пороге сильнейших политических и гражданских потрясений. Поскольку время для политического прогресса и государственной было упущено и на смену политологических и социологических парадигм приходит элементарная борьба за власть и междуусобица казахстанских кланов, получивших значительную силу в условиях стагнации политической системы.
Почему период нестабильности закономерен?
Итак , повторим внешне банальное утверждение: сегодня в Казахстане идет борьба не столько за власть , сколько за ресурсы. Не стоит полностью отождествлять эти два понятие. Верховная власть в лице Вечного Президента будет только контролировать и наблюдать за этим процессом. А сама борьба за ресурсы будет происходить между группами и кланами, которые в обобщенном смысле тождественны по уровню власти и влияния, но различны по кадровому и финансовому потенциалу.
В этом смысле, каждый вновь приобретенный ресурс или возможность контроля на государственными финансовыми потоками будет выступать как необходимое условие для захвата власти в прогнозируемом будущем и его последующего удержания. Это то, что на языке экономики называется рентоориентированным поведением, когда внутриэлитные группы непрерывно борются за узурпацию государственных полезных ресурсов. Самый лакомый кусок экономик и Казахстана для любого клана – это, несомненно, и прежде всего, АО «Казмунайгаз». Затем «АО «Казакстан Темир Жолы», Самрук, Казына и некоторые другие структуры. Не слишком ошибусь, если скажу, что в условиях сложившейся конъюнктуры мирового рынка энергоносителей, тот, кто владеет «Казмунайгазом», тот владеет Казахстаном…
Поэтому дальнейшая судьба Казахстана, по-прежнему, решается и будет решаться не в игрушечной борьбе Нур-Отан и Нур-Отар, а в борьбе кланов за контроль над национальными ресурсами – за контроль над Самрук, КТЖ, КМГ, Казмунайгаз, Казактелеком. Это истина банальна для коррумпированного чиновника, но не столь очевидна для ортодоксального демократа.
Автор - Эльдар Бадмаев
Фото: Рахим Койлыбаев
Публикуется со значительными сокращениями. Оригинал здесь. |
|
|
Просмотров: 2215 | Комментарий: 0 | Отправить другу |
Версия для печати
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.
|