В ходе недавнего посещения объектов нефтяной компании Rompetrol, которые расположены в Румынии и с прошлого года стали собственностью компании «КазМунайГаз», мне было любопытно наблюдать за тем, как многоопытные румынские специалисты уважительно и с особым почтением обращались к нашему земляку - Садуакасу Мералиеву, уроженцу Атырауской области. И это уважение, конечно же, вполне обоснованное.
Вся трудовая деятельность С.Мералиева связана с нефтью. Московское образование, прекрасное знание английского и испанского языков, владение передовыми приемами современного менеджмента позволяют ему сегодня умело управлять новой собственностью республики за рубежом. И наш разговор с ним разворачивается вокруг нефтяной темы.
- Садуакас Аташевич, казахстанской общественности было бы интересно узнать о подробностях прошлогодней сделки по приобретению 75 % акций румынской компании Rompetrol. Не могли бы Вы рассказать об этой компании более обстоятельно?
- Действительно, в прошлом году компания «КазМунайГаз» подписала соглашение с компанией «Rompetrol Холдинг» на покупку акций в размере 75 процентов. Надо заметить, что компания «The Rompetrol Group» (TRG) в свое время принадлежала голландскому холдингу под названием «TRG групп холдинг» с головным офисом в Амстердаме. Владельцами этой компании были два акционера - бизнесмены: румын Дину Патричиу и американец Фил Стивенсон соответственно, в пропорциях 80 и 20.
В силу, прежде всего, экономических причин основным акционером Дину Патричиу в прошлом году было принято решение скооперироваться с таким стратегическим партнером, который бы открыл прямой доступ к источникам сырья. Выбор пал на «КазМунайГаз», и данная сделка была одобрена Европейским союзом (ЕС), членом которого является Румыния, а начиная с ноября прошлого года, мы были назначены в эту компанию, в частности, я - в качестве заместителя генерального директора компании. Так как в Румынии достаточно сложное законодательство и процедуры по получению рабочих документов, мы пока вынуждены работать на условиях командировок. В настоящее время здесь находятся семь казахстанских представителей. Шестеро работают в Бухаресте в головном офисе, и еще один человек - в городе Дзуге в Швейцарии.
Компания достаточно крупная. В состав «TRG групп холдинг» входит 43 компаний различного направления - в области выпуска пластиковых труб, нефтепереработки, нефтехимии, а также по изготовлению различных видов растворителей. Три компании сегодня находятся на листинге на румынской бирже. В собственности компании имеется большой сталелитейный завод, есть активы по хранению, транспортировке нефти и нефтепродуктов, развита сеть розничной и оптовой продажи. Так, во Франции сегодня работает около 180 АЗС, сеть заправок имеется в Болгарии, Албании, Молдове, Грузии, Украине. В Испании успешно действует бизнес по оптовой и мелкооптовой продаже нефтепродуктов. Бизнес по оптовой торговле активно работает и в Швейцарии. Следует сказать о дивизионе, который занимается капитальным ремонтом и обслуживанием скважин в акваториях Туркмении, Казахстана и Ливии. Компания располагает собственной авиакомпанией, двумя крупными
нефтеперерабатывающими заводами, имеет на аренде четыре танкера. В ее планах - открыть в Казахстане дочернее предприятие по обеспечению поставок услуг и оборудования с румынской стороны, а также привлечение их специалистов для ведения специальных видов работ непосредственно в нашей стране.
Как я уже отметил, основной бизнес у нас сосредоточен в Румынии. Мы перерабатываем здесь до пяти миллионов тонн нефти и выпускаем всю гамму продукции. В частности, в городе Плоешти есть небольшой завод по выпуску битума, до 20 видов растворителей, двух видов марок полиэтилена и полипропилена. На собственном морском порту в Констанце модернизируем причал по разгрузке и приему сжиженных газов, начали строительство трех терминалов по приему нефти и отгрузке нефтепродуктов, в частности, нефтяного терминала для отгрузки нефтепродуктов через Дунай. Надо сказать, еще в советские времена Румыния построила канал, позволивший соединить Дунай с Черным морем. Благодаря этому, мы имеем прекрасную возможность в перспективе отгружать нашу продукцию в южную часть Румынии, в северную часть Болгарии, Сербии, и так до Австрии и Венгрии. Хотел бы заметить, что причал строится на все виды судов, которые могут проходить по Дунаю.
С учетом того, что с 1 января 2009 года все законы и требования ЕС по нефтепродуктам и экологии будут распространяться на Румынию, нами взят курс на техническое перевооружение и модернизацию производства с точки зрения обеспечения высокого уровня техники и технологии, экологии и техники безопасности. Так, разработана программа реструктуризации и модернизации действующего нефтеперерабатывающего завода на предмет соответствия будущим требованиям ЕС, имеются планы по объединению, слиянию отдельных предприятий, а также по созданию новых компаний для улучшения мобильности управления и уменьшения расходов.
- Судя по Вашему рассказу, должен признать, что, несмотря на короткий срок, «КазМунайГаз» сумел добиться неплохих результатов. А как компания повела себя в период мирового финансового кризиса, и каковы ваши дальнейшие планы?
- Да, финансовый кризис, который разразился на рынках мира, ухудшил ситуацию и в нефтепереработке. И те мероприятия, которые мы собираемся внедрять, в первую очередь, должны вызволить нас из этой непростой ситуации. Мы также рассчитываем, что наши планы и задумки позволят нам соответствовать всем стандартам ЕС, и это даст большой толчок для дальнейшего развития. Что это означает?
Казахстан де-факто является нефтяной державой и производит до 70 миллионов тонн нефти в год. Внутреннее ее потребление сегодня составляет где-то около 14 миллионов тонн с возможным перспективным ростом до 20 миллионов тонн. Принимая во внимание то обстоятельство, что в скором будущем производство нефти возрастет до 100 – 150 миллионов тонн в год, остается огромное количество нефти, которую нужно реализовать за пределы страны. Значит, нам нужны активы по переработке и доставке продукции до конечного потребителя. Я хотел бы отметить, что нефть - это продукт, будем говорить, более узкого назначения. Ее потребителями являются в основном нефтеперерабатывающие заводы, тогда как продукцию нефтепереработки потребляют весь мир, все отрасли народного хозяйства. И поэтому иметь у себя перерабатывающую отрасль, позволяющую получать дополнительные доходы за счет превращения сырья в конечный продукт, более чем актуально. Тем более, что мы находимся в самом центре потребления, так сказать, в золотой жилке – Европе, где на душу населения приходится по сравнению с другими регионами мира самое большое количество машин. Именно с этих позиций мы сегодня рассматриваем развитие нашей компании, перерабатывающих мощностей, дистрибьюторских сетей. Более того, нам в скором времени надо будет приобретать новые НПЗ по примеру той же венесуэльской компании, купившей у американцев 14 нефтеперерабатывающих заводов по выпуску конечной продукции.
В целом, на сегодняшний день мы проходим стадию освоения, наши специалисты органично вписались в коллектив, есть планы по увеличению присутствия казахстанских представителей не только в головном офисе, но и во всех важных подразделениях компании Rompetrol, прежде всего, с точки зрения подготовки кадров. Ведь Румыния сегодня тесно интегрирована с ЕС, имеет плодотворное сотрудничество с иностранными компаниями, продающими ноу-хау, передовые технологии, нефтеперерабатывающие заводы здесь намного более продвинуты, и есть чему у них поучиться. Интеграция с Румынией в плане разработки транспортных схем снимет проблему прохода турецких проливов. Одним словом, выгод много, и не воспользоваться ими было бы неправильно.
- А как обстоит дело со сбытом готовой продукции? Что Вы можете сказать об эффективности вложенных средств, коих немало?
- Безусловно, в условиях жесткой конкуренции, высоких цен проблема сбыта всегда будет иметь место. Мы сегодня занимаем 25 % рынка Румынии и хотим довести его до 35 %. Думаю, для этого есть все основания, поскольку страны юго-восточной Европы, в частности, Румыния и Болгария - это быстро растущий рынок, который имеет ежегодный рост производства в объеме 9-10 процентов, что намного выше по сравнению с другими государствами этого континента. Так что есть определенный резерв по увеличению нашего рынка. Кроме того, как я уже отмечал выше, у нас имеется прекрасная возможность через Дунай выйти на Сербию, которая из-за распада Югославии сегодня лишена возможности выхода к морю.
Немаловажно и то, что компания может существенно расширить свой рынок за счет повышения качества производимой продукции. В этом плане сегодня все дизельное топливо и весь авиационный керосин румынского происхождения соответствуют европейским стандартам под маркой пять. Мы также заканчиваем разработку мероприятий по доведению качества бензина до уровня Евро-5. Более того, нами начаты работы по исследованию и оценке будущей продукции на соответствие стандартам Евро-6, за которые сегодня даже никто не взялся. Мы также занимаемся разработкой специальных присадок для ГСМ, которые способны существенно продлевать срок службы автомобильных двигателей. Привлечь клиентов намерены и путем создания доступной и удобной сети распределения готовой продукции, где человек мог бы не только заправить свой автомобиль, но и имел возможность получить ряд дополнительных услуг. В частности, во Франции мы имеем семь таких заправок, где клиенты могут здесь же посидеть в ресторане, зайти в супермаркет с более чем десятью тысячами наименований товаров, и купить себе что-либо.
Дополнительные доходы компания сегодня имеет путем экономии на покупке сырья, прежде всего, играя на разнице цен. То есть завод, покупая тяжелую нефть по относительно низким ценам, за счет своих технологических возможностей выпускает продукцию высокого качества и предлагает рынку данный товар с большей добавочной стоимостью. Все перечисленные выше меры, на мой взгляд, позволят добиться высокой эффективности вложенных средств и получить желаемые результаты.
- Не могу не спросить об отношениях казахстанцев с румынскими партнерами и Вашем личном впечатлении о стране пребывания.
- Взаимоотношения с нашими румынскими коллегами, можно сказать, очень хорошие. Ведь у нас общие цели и задачи, и потому мы работаем в тесном сотрудничестве, естественно, взаимно обогащая друг друга. Что касается самой Румынии, то это достаточно интересная страна. Я считаю, что господь ее щедро одарил, в том числе нефтью. В свое время она была единственной страной в Европе, которая производила нефть. Интересно наблюдать страну, проезжая ее с юга на север. Северные города существенно отличаются от южных,
прежде всего, своей архитектурой и менталитетом населения. Все-таки сказывается влияние разных культур: в прошлом Румыния была разделена на три части, каждая из которых в течение длительного времени находилась под господством Османской, Австро-Венгерской и Российской империй. Большие возможности у Румынии в плане развития туризма, так как здесь находятся Черное море и Карпатские горы с чудесным климатом. Мне лично здесь нравится.
- Благодарю за содержательную беседу.
Кенжеболат Жолдыбай
Источник: КАЗИНФОРМ
|