«Сейчас любовь к родине — это странно»
Муслима Магомаева в советском союзе любили, любили по-настоящему. Молодой, красивый, артистичный, с шикарным баритоном — его романсы покоряли женские сердца по всей стране. Есть легенда, что в одном из гастрольных городов его автомобиль три километра несли на руках — так любили его поклонники. Ни один правительственный концерт не обходился без участия Мгаомаева, и лучшие зарубежные сцены боролись за то, чтобы получить его в свою труппу. Но из СССР певца выпускали редко и неохотно: как ни странно, таким достоянием делиться не хотели ни с кем.
— Меня в свое время приглашал к себе директор парижской «Олимпии», — рассказал Муслим Магометович в одном из интервью «АиФ». — Он предложил Фурцевой: «Отпустите его на год, я сделаю его золотым певцом, будете им гордиться». На что министр ответила, мол, у нас за год случается много правительственных концертов, на которые Магомаева всегда приглашают. А потом боялись долгое время вообще за границу выпускать, чтобы не сбежал.
Но сбежать он никогда и не пытался. Магомаев часто выступал в союзных республиках, гастролировал по всей стране — до самой Находки, но за рубеж особо не стремился.
— Сейчас это странно звучит, но я люблю свою Родину и своих родителей, — говорил он. — А мой дядя был партийным деятелем, если бы я уехал, его бы выгнали из партии, он потерял бы работу. Такой бяки я подсунуть ему не мог. Да и потом я бы не смог там жить, я другой человек. Не могу видеть эту расчетливость, разговоры только о деньгах и, простите, немного умственную ограниченность.
Даже после того как перестройка, казалось бы, открыла для него все мировые сцены разом, Магомаев довольно редко выезжал за рубеж. Да и в России стал появляться на большой сцене не часто.
— Я считаю, что мое время было тогда, в 70-е, когда я был молодым, — признался певец. Но был, наверное, не прав: время Магомаева было и остаётся всегда — в сердцах его слушателей и поклонников, которыми когда-то стала почти вся огромная страна.
По стопам отцов
Муслим Магометович Магомаев родился в Баку 17 августа 1942 года в самой что ни на есть артистичной семье. Отец был театральным художником, мать — драматической актрисой, дед — известным азербайджанским композитором, основателем народной оперы. Не зря его имя носит Азербайджанская филармония. Выбирая между живописью, театром и музыкой, Магомаев пошел по стопам деда — сначала отучился в музыкальной школе при Бакинской консерватории, затем поступил в класс пения Азербайджанской консерватории, которую и окончил в 1968-м.
Однако, к тому времени, юный певец уже был практически звездой. Ещё мальчишкой, выступая с оркестром Клуба моряков, он получил золотую медаль на фестивале молодёжи в Хельсинки, а в 1962 сорвал овации в главном концертном зале страны — Кремлёвском дворце. Для юноши это событие, конечно, было судьбоносным: оно не тоько указало ему дальнейший путь в жизни и карьере, но и открыло очень важную дверь — дверь к сердцам власть предержащих.
Хотя, кроме дедовых, в Магомаеве явно сказались и папины гены: в более зрелом возрасте Магомаев открыл в себе талант художника и много лет с успехом его развивал.
Между оперой и славой
После 62-го в жизни Магомаева началась одна сплошная белая полоса, даже, если можно так сказать, золотая. Окончив консерваторию, он стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета, в 64-м поехал на стажировку в миланскую оперу «Ла Скала», в 72-м получил звание народного артиста СССР. Несмотря на то что он был в буквальном смысле обласкан властью (Брежнев очень любил Магомаева), он всегда оставался поистине народным певцом — слава Магомаева была повсеместна. Его песни знали наизусть и доносились они на самом деле «из каждого утюга».
Естественно, большую популярность сопровождала сильная зависть. Недоброжелатели обвиняли Магомаева в том, что тот забросил оперу, которая сделала его звездой, и подался на эстраду, потому что понял, что в театральном мире долго не протянет — слабоват мол. Как признался сам певец, тогда эти слухи сильно на него повлияли.
— Я, когда ушел из оперы, не пел ее 10 лет, не было вообще ни одного спектакля. И все начали говорить, мол, Магомаев как оперный певец закончился. Я разозлился, приехал в Баку, заперся в концертном зале с концертмейстером, окружил себя записями только классической музыки, никакой эстрады и ТВ. Слушал, занимался, а через полгода вышел и спел «Севильского цирюльника» как оперный певец, причем с большим успехом. И после этого навсегда ушел из оперы. Я пел в ней достаточное время, но потом решил, что не стану таким уж великим оперным певцом. А по мне лучше быть первым парнем на деревне, чем последним в городе.
Известен был Магомаев не только своим певческим талантом: поклонники знали его как человека по-настоящему широкой души. Зарабатывая по тем временам очень много, Магомаев и тратил деньги не жалея- устраивал шикарные банкеты и праздники с кавказским размахом, делал друзьям и родным дорогие подарки. Но петь продолжал, как говорят, отнюдь не ради денег. Как-то раз певец несколько часов выступал... на балконе гостиничного номера, чтобы люди, не попавшие на концерт, смогли послушать своего кумира.
На покой
Спев более 600 песен, написав около 20 своих и выпустив книгу о певце Марио Ланца, Магомаев ушёл с большой сцены, уступив её другим артистам — Алле Пугачёвой, Михаилу Боярскому, Валерию Леонтьеву... И вернулся на неё уже не артистом, а руководителем — до 89-го он гастролировал по СССР со своим Азербайджанским государственным эстрадно-симфоническим оркестром, хотя былой славы уже не вернул.
Но Магомаева не забыли. В 97-м его именем назвали ни много ни мало целую планету. И это, пожалуй, самый долговечный памятник великому певцу. В 200-м, когда Магомаев отмечал свой 60-летний юбилей, указом Президента он был награждён орденом почёта. В 2005 году за выдающийся личный вклад в развитие культуры России удостоен Национальной премии имени Петра Великого.
В последние годы жизни певца сильно подводило здоровье, были проблемы с сердцем. Он часто попадал на больничную койку. Сегодня ночью сердце певца остановилось, сообщило агенство Интерфакс. Мы выражаем глубочайшие соболезнования родным и близким Муслима Магометовича.
Источник: http://www.aif.ru
ПАМЯТНИК ВИТЕ
Участник инициативной группы писатель Александр Житинский считает уникальным явлением тот факт, что большую часть огромной армии поклонников Виктора Цоя составляют те, кто никогда не видел и не слышал его живым..
Памятник культовому рок-музыканту, лидеру группы "Кино" Виктору Цою /1962-1990/ планируется установить в Петербурге в будущем году. Эту идею поддержал председатель комитета по культуре Антон Губанков, который встретился с инициативной группой по увековечению памяти певца, композитора и актера. "На мой взгляд, было бы абсолютно логичным и естественным, если бы в Петербурге установили памятник Виктору Цою. Это человек, который оказал серьезное воздействие на развитие современной российской музыкальной рок-культуры", - считает председатель комитета по культуре.
Установить памятник Виктору Цою в Петербурге предложили многочисленные поклонники его творчества, а также родители музыканта - Валентина Васильевна и Роберт Максимович. Фигуру Виктора предполагается отлить из бронзы и установить на гранитном постаменте. Уже найдены спонсоры, которые готовы выделить необходимую сумму. По замыслу инициаторов, памятник можно было бы установить к 15 августа будущего года - к 19-летней годовщине со дня гибели рок-музыканта.
Первый концерт группы "Кино" состоялся в 1982 году в Ленинградском рок-клубе. В этом же году был записан первый альбом "45", в который вошли песни "Алюминиевые огурцы", "Восьмиклассница", "Время есть, а денег нет". Всего Цой и группа "Кино" записали девять альбомов. Музыкант также снялся в легендарном фильме Сергея Соловьева "Асса" и исполнил одну из главных ролей в картине Рашида Нугманова "Игла".
Последний концерт группы прошел в июне 1990 года в Москве на Большой спортивной арене Лужников. Цой погиб в автокатастрофе под Ригой 15 августа 1990 года. Музыкант похоронен на Богословском кладбище в Петербурге.
"Я знал Витю с восемьдесят третьего года. Много раз с ним встречался, участвовал в работе Ленинградского рок-клуба, люблю его песни и стихи. Пишу сейчас книгу о музыканте", - говорит участник инициативной группы писатель Александр Житинский. Он считает уникальным явлением тот факт, что большую часть огромной армии поклонников Виктора Цоя составляют те, кто никогда не видел и не слышал его живым, передает ИТАР-ТАСС.
Источник: http://www.vesti.ru
|