Принц Ага Хан IV, который является наследным Имамом общины исмаилитов с 28 по 31 октября будет находиться с визитом в Казахстане, в ходе которого встретится с руководством страны, сообщила пресс-служба министерства иностранных дел Казахстана.
"В рамках визита планируются встречи принца с руководством страны, а также посещение Ага Ханом IV города Текели Алма-Атинской области для закладки камня на месте строительства филиала Центрально-Азиатского Университета, учрежденного при участии правительств Таджикистана, Киргизстана, Казахстана и Имамата Исмаилитов в рамках реализации совместной с Фондом Ага Хана IV программы по оказанию помощи населению горных районов региона", говорится в сообщении пресс-службы внешнеполитического ведомства.
Исмаилизм - совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама, восходящих к концу VIII века. Каждое движение имеет свою иерархию имамов. Титул главы самой крупной и известной общины исмаилитов - Ага-хан - передаётся по наследству. В настоящее время в этой ветви исмаилитов имамом является Ага Хан IV. Исмаилитов всех направлений сейчас более 15 миллионов.
Иностранцы не понимали смысла знаменитых церемоний, во время которых собственный вес Ага-хана-III (отца нынешнего Ага-хана IV) уравновешивался золотом (1936), алмазами (1946) и платиной (1954). Их суть состояла в том, что Ага-хан исполнял древний индийский религиозный ритуал, отмечая основные годовщины своего имамата. Собранные во время этих церемоний деньги он вкладывал в кооперативные предприятия, кредитные фонды и другие организации, помощью которых могли воспользоваться все исмаилиты.
Обязанности Принца Ага Хана IV как Имама включают не только толкование вопросов веры исмаилитской общины, члены которой проживают в индустриально развивающихся странах, но и взаимоувязывание веры с современными реалиями.
Свои политические взгляды Ага-хан III изложил в книге Индия в переходный период (India in Transition, 1918), где в ряде аспектов предвосхитил концепцию британского Содружества наций. Возможно, наилучшее представление об образе мыслей Ага-хана III дает его решение выбрать преемником не одного из двух своих сыновей, а внука – принца Карима. Принц Али-хан, старший сын Ага-хана III и отец принца Карима, был известен в международных кругах, а также женитьбой на американской актрисе Рите Хейворт. Принц Али был представителем Пакистана в ООН с 1958 по 1960. Ага-хан назначил принца Карима своим преемником еще при жизни принца Али.
Организация Ага Хана IV по Развитию (ОАХР), штаб-квартира которой находится в Париже, была основана Имаматом Исмаилитов в 1967 году. В настоящее время ее филиалы расположены в Канаде, Великобритании, Швейцарии, Пакистане и Таджикистане.
Сотрудничество Казахстана с ОАХР началось в 1998 году. Именно тогда ОАХР оказала финансовую поддержку в проведении в Алма-Ате международной конференции по борьбе с наркотиками. Позже Ага Хан IV предложил содействие своего Фонда в организации специальных программ по подготовке специалистов в сфере рыночных отношений, главным образом, из числа среднего звена.
По мнению Ага Хана IV, население высокогорных районов Центральной Азии региона сталкивается с множеством острых социальных и экономических проблем. Их нерешенность может привести к демографическим изменениям, которые вызовут обострение и без того нелегкой ситуации в регионе. В этих целях им было предложено создать в Хороге (Таджикистан) университет, который бы занялся изучением вопросов высокогорья и подготовкой специалистов в этой области.
В 2000 году состоялся визит Ага Хана IV в Казахстан, в ходе которого в Астане был подписан Договор по созданию Центрально-Азиатского Университета с участием Таджикистана, Киргизстана, Казахстана и Имамата Исмаилитов.
Источник: www.rian.ru
ИСМАИЛИТЫ (араб. исма'илийа) – одна из основных ветвей шиитского ислама, возникшая в середине 8 в.
В середине 8 в. среди шиитов возник раскол, связанный с тем, что 6-й шиитский имам Джафар ас-Садик еще при жизни назначил преемником своего четвертого сына Мусу аль-Казима, отстранив своего старшего сына Исмаила. Часть шиитов признала 7-м имамом Мусу, однако другая группа шиитов посчитала это решение несправедливым, хотя на самом деле Исмаил скончался в 762 г., раньше своего отца. Эти люди провозгласили имамом Мухаммада, старшего сына Исмаила. Это поставило его жизнь под угрозу, и он был вынужден скрываться от своих преследователей.
Весь последующий период истории исмаилизма называют периодом сатр, то есть «сокрытия», ибо имена потомков Мухаммада ибн Исмаила были известны немногим. Тем не менее, сторонники потомков Исмаила создали, благодаря народной поддержке, жизнеспособную и хорошо структурированную секретную организацию, которая к 10 в. имела многочисленные филиалы в Южном Ираке, Бахрейне, Западном Иране, Хорасане, Сирии, Египте и даже Магрибе.
В 1090 исмаилит Хасан ибн Сабах захватил крепость Аламут в Иране, где разместил своих последователей. За Аламутом последовало еще несколько крепостей, в результате чего ас-Сабах получил контроль над громадной территорией в Сирии и Иране. Его последователи боролись с суннитскими феодалами и крестоносцами, появившимися в Сирии в ходе первого крестового похода (1096–1099).
Крестоносцы, столкнувшись с ними в Сирии стали называть их «ассасинами» от искаженного арабского хашашийун (употребляющие гашиш). Отсюда в европейских языках появляется слово аssassin (франц., англ.) – «убийца».
Исмаилиты вкладывали особый смысл в образ имама, который в силу божественной природы своей власти обладает знанием сокровенных сторон религии, которое пророк передал своему двоюродному брату Али. Учение о поддержке, которой обладают избранные, противоречит общеисламским положениям, исключающим существование какого-либо посредника между Богом и человеком.
Община исмаилитов представляла собой пример секретной организации, где рядовой член знал только своего непосредственного руководителя. Сложная иерархическая система предполагала цепь ступеней, каждой из которых соответствовала своя задача. Все члены были обязаны слепо повиноваться имаму (высшая ступень), который обладал эзотерическим (сокровенным) знанием.
В исмаилитском учении высший иерарх, имам, осмысляется как актуальное начало, взаимодействующее с началом потенциальным, каковым является Писание. Кораническому тексту отводится роль материи для воздействия толковательной деятельности «поддержанного» исмаилитского имама. Эти положения представляют собой продолжение шиитского тезиса о том, что имамы являются носителями абсолютного знания и только они в силах сообщить истину.
Для измаилитов характерны крайняя нетерпимость: если в суннитском учении человек не считается потерявшим статус верующего (а значит – заслуживающего конечного счастья) даже, как правило, после совершения великих грехов, то исмаилитские теоретики не испытывают в данном вопросе никаких колебаний, объявляя последователями «подлинной веры» только тех, кто принимает исмаилитское учение, и относя всех прочих к злонамеренным учителям или заблудшим душам.
Современные исмаилиты, живущие в районе Горного Бадахшана (северный Афганистан, Таджикистан), частично в Сирии, Омане и Иране, утратили свой воинственный пыл. Источник: www.krugosvet.ru
|