Строительство молодого государства под зубовный скрежет шовинистов
Заявление президента Республики Казахстан: Казахский язык будет отныне общим для всех граждан нашей страны
С одной стороны, в то время, когда в соседних с нами республиках пышным цветом расцвел махровый национализм, будь то великодержавный шовинизм в России или гетманщина в Украине, казалось бы, нет особого смысла говорить об интернационализме. А с другой стороны, сам повод никак не возникал. И тут вдруг все пазлы сложились. Кажется, Махатма Ганди говорил, что Индия обрела независимость, но растоптанным оказалось национальное самосознание индийского народа. И с точно такой же ситуацией столкнулись на заре независимости казахи. Мы оказались, а многие так и продолжают оставаться, никому не понятными «независимыми совками». Поэтому на начальном этапе становления нашей государственности национальная казахская идея работала на восстановление казахского языка, очищение истории народа, на сплочение национальных диаспор вокруг титульной нации, свое концентрированное выражение получившее в лозунге «Все мы – казахи».
И вот здесь я хочу привести фрагмент статьи, опубликованной в номере 119 газеты «Айкын» от 22 октября 2008 года. В материале «Только человек с обостренным чувством собственного достоинства может с радостью произносить: «Я – казах» своими мыслями по поводу плачевного положения казахского языка делится писатель Герольд Бельгер: «Поэтому власть, какими бы обстоятельства ни были, должна прилагать все силы для развития казахского языка. Страна, в которой нет государственного языка, лишает себя будущего. И для власти, и для чиновников, находящихся на близком от нее расстоянии, необходима хорошая встряска. От них в первую очередь необходимо добиваться знания языка. Должна быть гордость за свой язык. Именно человек с обостренным чувством собственного достоинства может с радостью сказать: «Я – казах». А моим братьям-казахам этого качества как раз таки не хватает. Что меня самого безмерно поражает и раздражает. Мы не должны пускать все на самотек, нам необходимо подхлестывать свою национальную гордость для принятия взвешенных, разумных решений, касающихся проблем казахского языка».
Мы видим в этих нескольких строках всего Герольда Бельгера с его сложившимся мировоззрением, выступающего в роли подлинного казахского писателя и горячего патриота своей родины. Причем само понятие «казах» в данном примере перестает быть обозначением только отдельного этноса, а трактуется более широко и предполагает прежде всего статус гражданина государства.
И если принять во внимание, что людей, подобных Герольду Бельгеру, в нашей стране с каждым днем становится все больше, то нетрудно предположить, что казахская национальная идея будет интернационализироваться и впредь. И это вовсе не тот великодержавный интернационализм, что был ответствен за ядерные взрывы на Семипалатинском полигоне и политические репрессии 1937 года. Перед нами явление совершенно иного порядка, густо замешанное на существующем казахском интересе. Таким образом, еще вчера отвергаемая многими национальная казахская идея становится отныне доминантной в обществе, претендуя на статус общегосударственной идеологии. Что не может не радовать последовательных ее сторонников, вызывая одновременно с этим зубовный скрежет у наших оппонентов. По сути, мы становимся обладателями совершенно нового инструмента политики, позволяющего успешно отражать наскоки как внутренних, так и внешних противников-шовинистов.
Что же касается проблем развития казахского языка, то здесь, полагаю, будет вполне уместным привести вызвавшее горячий отклик в казахской среде заявление президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, опубликованное в номере 201 газеты «Айкын» от 24 октября 2008 года. В статье Айхана Шарипа «Казахский язык становится отныне общим для всех граждан нашей страны» даются выдержки из выступления главы государства на прошедшей 23 октября 2008 года XVI сессии Ассамблеи народа Казахстана. Цитирую: «Ассамблея должна поставить необходимость изучения казахского языка во главу своей работы. Я уже говорил о том, какие неисчислимые беды и страдания пришлось перенести репрессированным народам, оторванным насильно от своей родины и оказавшимся не по собственной воле в Казахстане. Но и судьба казахского народа была непростой. Скажу только, что ни один народ в мире не переживал такого миграционного нажима, что выпал на долю казахов в XX столетии. Что привело к тому, что казахи в конце семидесятых годов на своей земле стали национальным меньшинством. Мы в те годы были вынуждены изучать русский язык, для того чтобы общаться с потоком прибывающих в нашу страну мигрантов.
С другой стороны, не будем забывать, что политика русификации проводилась из центра. В то время не знающим русского языка невозможно было устроиться на работу. Идеология работала на подрыв казахской истории и культуры нашего народа. Что стало серьезной угрозой для будущего казахской нации. Поэтому сегодня требование казахского народа – вернуть утраченное – совершенно справедливо. И мы видим поддержку этим требованиям со стороны представителей национальных диаспор, населяющих Казахстан. За что говорим им спасибо».
И далее президент продолжил:
– Отныне роль казахского языка в нашем обществе будет усиливаться день ото дня. На это будет нацелена политика государства. Это – веление времени. Государственный язык должны знать все наши дети. Чтобы спустя некоторое время он стал языком общения, общим для всех. И определенные шаги в этом направлении уже делаются. Принимается соответствующая нормативная база. Выделяются огромные финансовые средства. Только в прошлом году на программу изучения казахского языка было выделено пять миллиардов тенге. Тогда как в 2005 году на эти же цели было израсходовано всего 130 миллионов тенге. Сегодня в школах двадцать пять тысяч школьников – представителей других наций изучают казахский язык как родной. В детских садах азам казахского языка обучаются десять тысяч ребятишек различных национальностей. Преподавание на казахском языке ведется в 5800 казахских и смешанных школах, что составляет 76 процентов всех школ Казахстана. Увеличивается количество людей, самостоятельно овладевших казахским языком на языковых курсах. Знание языка отныне становится настоятельной потребностью каждого казахстанского гражданина. Поэтому те отцы и матери, кто заботится о будущем своих детей, должны отдавать своих детей в казахские школы.
И вместо заключения
Понимаю, что прозвучавшее на ХVI сессии Ассамблеи народа Казахстана требование президента в части изучения казахского языка может показаться кому-то радикальным. Дескать, президент еще отойдет от своих слов, откажется от данных обещаний. На что мне хотелось бы заявить таким пессимистам и «оптимистам»: не бойтесь и не надейтесь – не откажется. Иначе если проблему казахского языка не возьмет на себя смелость решать государство, ее поднимут на свои знамена представители наиболее радикальных казахских националистических движений, пользующихся сегодня, к чему скрывать, немалой поддержкой в среде казахстанского студенчества. Наиболее революционно настроенного отряда нашего общества, движимого жаждой перемен.
А с другой стороны, у нас и выбора-то особого нет. Только на основе общих ценностей, к которым мы относим прежде всего казахский язык, историю и культуру казахского народа, возможно создание в перспективе единой общности, в которой вчерашние мигранты становятся подлинными патриотами своего государства. И тому уникальный пример – прошлая история Казахстана, когда совершенно разные народы, проживающие на одной исторической территории, сумели объединиться, взяв себе единое союзное имя – казах, что означает – человек свободный. И здесь же я хочу привести слова Герольда Бельгера, как-то произнесшего: «Когда я умру, пусть собравшиеся на мои похороны люди скажут: «Ушел из жизни еще один казах».
Автор: Серик Малеев (Алматы)
Источник: газета "Литер" |